svberdsk (svberdsk) wrote,
svberdsk
svberdsk

Category:

А мы решили спросить у учителей!


В ноябре 2015 года Бердское отделение Родительского Всероссийского Сопротивления (РВС) провело два круглых стола (в Новосибирске и Бердске) по вопросам проблем образования. Отчет по Новосибирскому круглому столу можно посмотреть (тут) и (тут), по Бедскому (тут).
Но, предваряя эти два круглых стола, мы решили побеседовать непосредственно с учителями, чтобы понять их отношение к некоторому кругу волнующих нас вопросов и быть готовым ответить на возможные вопросы и упреки с их стороны.

Сразу хочется отметить, что данное обобщение опыта бесед с учителями не претендует ни на какое серьезное статистическое исследование, и представляет скорее не количественное, а качественное, мое субъективное, обобщение результата наших бесед по душам с не более чем полутора десятком учителей.

То, что учителя и соответствующая педагогическая профессиональная среда негативно относится к проводимым реформам образования, было уже известно из большого всероссийского социологического исследования АКСИО-6, проведенного силами РВС и организации Суть Времени. С результатами этого опроса можно ознакомиться (тут) и (тут).

Но нас интересовал немного более широкий круг вопросов к учителям и поэтому был составлен  опросник из 24 пунктов, который на анонимной основе мы предлагали заполнить учителям или заполняли с их слов. Далее представлены эти вопросы и обобщенные (средние) ответы по ним примерно в той лексике, в какой они записаны учителем (обобщенные ответы учителей выделены жирным шрифтом):


  1. Ваше отношение к новым ФГОСам и программам 2015? Увеличилось ли время на написание различных отчетов и планов, заполнение электронной отчетности? Оправдано ли это?

- Отношение противоречивое, но скорее положительное. Да, время увеличилось, но не всех это волнует. Чаще не оправдано.


  1. Как вы относитесь к ежегодной смене правил и требований ЕГЭ?

Чаще позитивно, иногда негативно.


  1. Какими вы видите рычаги воздействия Учителя на нерадивого ученика?

У нормального учителя рычаги всегда найдутся.


  1. Какими вы видите рычаги воздействия администрации школы на учителя?

Финансовые + доп. нагрузка.


  1. Какова в вашей школе средняя зарплата у простого учителя? Считаете ли вы ее справедливой? Получаете ли вы надбавку из фонда администрации школы?

15-20 т. руб. вполне можно получать при желании много работать. Платить нужно больше. Некоторые надбавку получают.


  1. Есть ли в вашей школе попечительский совет или родительский комитет? Каковы их функции в вашей школе и как они могут помочь учителю?

Почти во всех школах есть совет или комитет или оба. Учителю помочь в обучении детей они почти никак не могут, основное занятие это сбор дополнительных средств.


  1. Есть ли в вашей школе дополнительные спецкурсы для учеников? Как это влияет на успеваемость? Как это влияет на нагрузку ученика? Оправданно ли это?

- Да, спецкурсы есть. Положительно увеличивает успеваемость. Нагрузку увеличивает. Не всегда оправданно. Иногда это способ вымогания денег с родителей.


  1. Распространено ли в среде учителей вашей школы репетиторство?

Почти всегда ДА. Это дополнительный заработок для учителя.


  1. Каков, по-вашему мнению, социальный статус учителя (оцените от 1 до 5)?

Средний 2-3.


  1. Как вы относитесь к трудовому воспитанию в школе? Прописано ли трудовое воспитание в уставе вашей школы? Как оно реализуется на практике? Требуется ли отдельное разрешение родителей на привлечение детей к труду?

Отношение к труду Позитивное. Иногда прописано, иногда нет. Труд реализован слабо. Разрешение требуется 50/50%.


  1. Какой вы видите воспитательную функцию в школе? Как она реализуется в вашей школе?

Воспитывать должны родители, школа дает лишь немного патриотического и культурного воспитания. Школа от непосредственного воспитания уклоняется.


  1. Есть ли проблема трудных подростков в вашей практике? Какие рычаги воздействия на них вы имеете и какие виды воздействия считаете целесообразными? Как соотносятся права учителя и права ученика?

- Да, проблема есть. Только личность учителя и его творческое отношение к профессии целесообразно. Права ученика намного «правее».


  1. Как вы относитесь к отмене всеобщего среднего образования в стране?

Либо ничего об этом не слышали, либо положительно, учить детей, которые не хотят учиться не стоит. 8 классов и свободен.


  1. Какой вы видите роль государства в обеспечении школьного образования? Довольны ли вы нынешним отношением государства к образованию?

Образование это ответственность государства. Государством недовольны, финансирование падает, вечные реформы.


  1. Какой подход к образованию реализуется в вашей школе (ценностно ориентированный, знание ориентированный, личностно ориентированный, др.)?

- Полный разброд в ответах, единого мнения не выявлено, ответы во всех возможных сочетаниях.


  1. Какой вы видите роль родителей в образовании? Какова реальная ситуация с родителями?

Роль высокая. В основном это предвзятость родителей, взгляд «со стороны», хотя есть и хорошие исключения.


  1. Какова, по-вашему, роль родителей в воспитании? Какова, по-вашему, реальная ситуация?

Роль родителей главная. Родители преимущественно идиоты, делегирующие свои воспитывающие функций школе.


  1. Сотрудничает ли ваша школа с общественными организациями? Какой вид сотрудничества с ОО вы хотели бы видеть в школе?

- Затрудняюсь ответить или нет ответа.


  1. Как поставлено патриотическое воспитание в вашей школе? Довольны ли вы им?

- Хорошо поставлено. Довольны.


  1. В чем вы видите миссию учителя в школе? Какого человека вы хотите получить по окончании школы?

– Главное осуществить обучение, иногда помочь ребенку стать человеком. Иногда получить настоящего, умного, думающего, сочувствующего.


  1. Довольны ли вы уровнем подготовки учителей в пединститутах, университетах? Каково, на ваш взгляд, качество нынешнего поколения учителей?

Недовольны молодыми учителями. Уровень профессионализма средний и ниже.


  1. Довольны ли вы качеством современных учебников? Какими бы вы хотели их видеть?

- В целом, довольны.


  1. Каковы, по-вашему мнению, критерии качества образования?

- Затрудняюсь ответить. Нет ответа.


  1. Образование должно быть услугой или функцией государства?

Функцией государства 100%.
===================================================================

Кроме ответов на вопросы можно от себя добавить общие выводы из бесед с учителями и их мнения шире или за пределами списка представленных вопросов:


  1. Отношение учителей к ЕГЭ почти всегда положительное, кроме некоторых старых учителей. С ЕГЭ проще работать, только бы не меняли правила каждый год. Реформы всех достали.

  2. Статус учителя считают средним и все полагают, что его нужно повышать. Чем моложе учитель, тем выше считает свой статус. Пожилые учителя помнят, что их статус когда-то был сильно выше и поэтому нынешний занижают вплоть до 1 из 5.

  3. Отношение к заработку учителей и общему финансированию образования: – конечно, нужно повышать дотирование. Сильно бытует мнение, что все проблемы школы от недофинансирования. Пример полуразрушенных школ и голодных детей 1941-1950 годов, давших плеяды великих ученых и инженеров СССР, ставит учителей в тупик.

  4. Отношение к миссии учителя, как основе в удержании и развитии величия государства, почти утеряно. Чем моложе учитель, тем меньше этого понимания. Молодые учителя, закончившие педагогические вузы после 2000 года, почти поголовно воспринимают образование как услугу и, естественно, стремятся её монетизировать.

  5. Роль гражданского общества (родительских, попечительских, профсоюзных комитетов) почти номинальная и сводится к сбору средств и помощи в хоз. делах школы. На образование и воспитание никак не влияет.

  6. Иногда учителя уровень образования осознанно снижают, для последующего заработка на репетиторстве (это мнение скорее родителей, чем учителей).

  7. Трудовое воспитание в школе загублено, в лучшем случае это помыть доску и полить цветы. Часто воспитание сводится к патриотическому и только.

  8. Функцию воспитания школа поголовно перекладывает на родителей, при этом большинство родителей учителя считают неадекватными.

  9. Большинство учителей считают, что права ученика сильно завышены, что плохо влияет на образование и воспитание в школе.

  10. Уровнем подготовки молодых учителей почти все недовольны, включая самих молодых учителей.

  11. Учебники почти никто не анализирует, какие есть и тем довольны.


Ну как-то так. Выводы о современном образовании делайте сами.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments